Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы

Введение третьего урока физкультуры в общеобразовательных школах и дополнительных занятий в учебных заведениях потребовало соответствующей подготовки физкультурных кадров и расширения учебно-спортивной базы. В настоящее время такие кадры готовят БГУФК и пять факультетов физического воспитания в университетах Республики Беларусь.

Повышению эффективности лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста способствует введение в штат детских садов руководителей физкультуры.

Основными документами планирования физического воспитания учащихся и молодежи являются Программа по физической культуре для общеобразовательной школы, Программа по физической культуре для средних специальных заведений, Программа по физической культуре для профессионально-технических училищ и Типовая программа по физической культуре для студентов вузов.

На основании программ в школах, ССУЗах, ПТУ разрабатываются три основных документа:

  • годовой план-график распределения учебного материала;
  • поурочный (в ПТУ и ССУЗах - календарно-тематический) план;
  • план-конспект урока.

Годовой план график распределения учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый компонент: требования к знаниям, требования к двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, контрольные нормативы по физической подготовленности и домашнее задание. Порядок размещения уроков, связанных с выполнением разделов программы, является творческим процессом учителя физической культуры. На легкую атлетику отводятся осенние и весенние месяцы, т.е. уроки в 1-й и 4-й четверти:

Распределение учебного времени на различные виды программного материала в общеобразовательной школе, ч
№ п/п Вид программного материала Класс
4 5 6 7 8 9 10 11
1 Основы знаний 7 8 8 8 8 8 8 8
2 Гимнастика 10 20 20 20 20 20 16 16
3 Легкая атлетика 20 30 30 24 24 20 20 20
4 Спортивные игры 23 16 16 18 18 22 24 24
5 Лыжная подготовка 15 12 12 16 16 16 18 18
6 Плавание 16 16 16 16 16 16 16 16

В зависимости от условий и объективной необходимости (отсутствие бассейна) учитель может изменить объем учебного времени на другие виды программного материала за счет часов плавания, в том числе и на легкую атлетику.

Программа по физическому воспитанию в ПТУ и ССУЗах включает в себя базовый компонент (такой же как и в общеобразовательной школе) и вариативный компонент: средства для развития физических качеств, материал по профессионально-прикладной физической подготовленности (ППФП) учащихся и студентов. Подбор средств и методов ППФП специфичен для каждой профессии, осуществляется с учетом ее особенностей и должен обеспечить необходимый образовательный и тренирующий эффект:

Распределение учебного времени по видам программного материала для учащихся ССУЗов, ч
№ п/п Вид программного материала 3 ч в неделю на базе 9-классного образования 4 ч в неделю на базе 11-классного образования
1 Основы знаний по физической культуре 6 8
2 Гимнастика атлетическая, художественная, ритмическая, на снарядах; акробатика 24 36
3 Легкая атлетика, бег, прыжки, метания 36 42
4 Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, настрольный теннис и др. 16 24
5 Кроссовые, лыжные и конькобежные упражнения 16 20
6 Плавание 8 12
7 Единоборства 6 10
8 Сдача контрольных тестовых упражнений 8 8
Итого... 120 160

Примечание. Если в учебном заведении отсутствуют условия для организации занятий по предложенным видам, то выделенные часы на эти виды пропорционально распределяются на приемлемые виды программного материала.

На основании данных из этих двух таблиц можно сделать вывод о том, что как в общеобразовательной школе, так и в ПТУ и ССУЗах уделяется много времени изучению легкой атлетики. И это оправдано, так как большинство легкоатлетических упражнений общедоступно, встречается в повседневной жизни, не требует сложного инвентаря и оборудования и позволяет комплексно решать оздоровительные, прикладные, образовательные и воспитательные задачи.

На основании годового плана-графика составляется рабочий план на четверть (в школе) или на полугодие (в ПТУ и ССУЗах). При планировании учитель физической культуры уточняет темы теоретических знаний, устанавливает последовательность освоения умений и навыков, времени, затрачиваемого на изучение отдельных технических элементов или упражнений в целом. При этом он должен учитывать не только пол, возраст учащихся, но также их физическую, техническую подготовленность, условия проведения занятий и другие факторы. Подбор средств поурочно должен осуществляться с учетом преемственности в изучении предусмотренных программой видов легкой атлетики. План-конспект урока пишется к каждому занятию.

Методика проведения урока

Урок принято делить на три части:

  • подготовительная;
  • основная;
  • заключительная.

Такое построение урока обеспечивает постепенное вовлечение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное использование достигнутой работоспособности и, наконец, оптимальное выравнивание функционального состояния организма, снижение уровня физического и эмоционального напряжения.

Общая продолжительность урока 40-45 мин. Продолжительность подготовительной части урока - 8-12 мин.

В состав комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) входит 8-10 упражнений, которые формируют правильную осанку, развивают большие группы мышц, воздействуют на мышцы рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног. Наиболее эффективными средствами активизации функций организма детей являются ускоренная ходьба, разновидности бега. Подготовительная часть заканчивается упражнениями умеренной интенсивности, во время которых происходит обучение правильному дыханию.

Задачи основной части урока:

  • общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и двигательной систем, формирование и поддержание правильной осанки, закаливание организма;
  • вооружение занимающихся знаниями в двигательной деятельности, формирование умений и навыков в овладении тем или иным упражнением;
  • развитие двигательных качеств.

Упражнения, используемые в основной части урока, должны быть логическим продолжением подготовительной части урока. Предусматривается одна задача по изучению нового материала и не более 2-3 дополнительных задач по совершенствованию техники выполнения движений.

Обучение новым, технически сложным двигательным действиям проводят в начале, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки в середине или ближе к концу основной части.

Упражнения, требующие проявления скоростно-силовых качеств, точной координации и ловкости, выполняют в начале, а действия, связанные с развитием силы и выносливости, - в конце основной части. Общая продолжительность - 28-32 мин.

В заключительной части урока выполняются упражнения, снижающие уровень возбуждения и приводящие организм в спокойное состояние.

Применяются простые построения, спокойная ходьба, упражнения на внимание, дыхательные упражнения.

Средняя продолжительность заключительной части урока 3-5 мин.

Формы физического воспитания

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, ПТУ и ССУЗов составляют:

  1. Уроки (занятия) физической культуры.
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.
  3. Занятия с учащимися, которые относятся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
  4. Внеклассная оздоровительная работа.
  5. Внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки (занятия) являются основной формой физического воспитания во всех типах учебных заведений. Обязательные уроки физической культуры проводятся не менее 3 ч в неделю на протяжении всего периода обучения. Для ССУЗов на базе 11 классов - не менее 4 ч в неделю за счет увеличения факультативных занятий. Содержание уроков определяется действующими учебными программами и наличием спортивной базы.

Дополнительные занятия с учащимися специальных медицинских групп планируются в послеурочное время не менее трех раз в неделю по 45 мин каждое. Группы комплектуются для детей и подростков с ослабленным здоровьем по заключению врача. Минимальное количество занимающихся в группе 8-12 человек.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в различных учебных заведениях (общеобразовательные школы, ПТУ, ССУЗы) является неотъемлемой частью системы физического воспитания и включает в себя организацию и проведение: учебнотренировочных занятий в секции легкой атлетики; спортивных мероприятий «Дни здоровья», «Кросс», конкурсов на лучшую группу или класс; подготовку и участие сборных команд по традиционным видам спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).

Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия легкой атлетикой за пределами учебного заведения) включает занятия в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах и центрах по месту жительства. Содержание внешкольной спортивно-массовой работы определяется программой по легкой атлетике для детско-юношеских школ. ДЮСШ могут быть комплексные (культивирующие несколько видов спорта) и специализированные (один вид). Они являются важнейшим звеном внешкольной работы с детьми, подростками, юношами и девушками, так как осуществляют подготовку основной массы квалифицированных легкоатлетов.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в секции по легкой атлетике

Общее руководство секций по легкой атлетике возлагается на учителя физической культуры. Он определяет дни и часы занятий:

Программа занятий в секции легкой атлетики
Содержание Количество часов
1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл.
Общетеоретическая подготовка 2-4 4 4-6
Теоретическая подготовка по виду - 4 -
Общая физическая подготовка 18-30 16 10-16
Специальная физическая подготовка 10-30 34 40-60
Инструкторская и судейская практика - 4 4-6
Контрольные испытания 6-8 10 10-12

Формирование групп осуществляется по классам, а также на основании комплексной оценки общей физической подготовки учащихся.

Учащимся начальных классов рекомендуется заниматься 1-2 раза в неделю, учащимся 5-9-х классов - 2 раза в неделю, 10-11-х классов - 2-3 раза в неделю.

Продолжительность занятий 45-60 мин. Минимальное количество занимающихся в группе 15 человек.

Содержание занятий определяется материалом программы и реальными условиями спортивной базы учебного заведения.

Целесообразно включать в секционные занятия по легкой атлетике следующие виды: спортивная ходьба, бег на короткие и средние дистанции, эстафетный бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание легких снарядов. Прием в секцию обычно проводится в начале учебного года и только с разрешения врача.

Ученики допускаются к участию в соревнованиях после одного года учебно-тренировочных занятий. Учащиеся 10-12 лет соревнуются внутри класса или школы по выполнению контрольных нормативов и программных требований. Учащиеся 13-14 лет и старшие по возрасту могут участвовать в соревнованиях вплоть до городского и республиканского масштаба в течение года (допускается участие в 8-10 соревнованиях). По физической подготовке в 3-4 соревнованиях, по легкоатлетическим многоборьям - 4-6 соревнованиях.

Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия легкой атлетикой за пределами учебного заведения) включает занятия в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах и центрах по месту жительства. Содержание внешкольной спортивно-массовой работы определяется программой по легкой атлетике для детско-юношеских школ. ДЮСШ могут быть комплексные (культивирующие несколько видов спорта) и специализированные (один вид). Они являются важнейшим звеном внешкольной работы с детьми, подростками, юношами и девушками, так как осуществляют подготовку основной массы квалифицированных легкоатлетов.

Контроль над физической подготовленностью и оценка успеваемости учащихся

В общеобразовательной школе общая физическая подготовленность учащихся оценивается по десятибалльной шкале. Для этого в первой и четвертой учебных четвертях учащиеся выполняют пять контрольных упражнений: наклон вперед из положения сидя, подтягивание на перекладине (мальчики), поднимание туловища за 1 мин (девочки), челночный бег 4 х 9 м, прыжок в длину с места, бег по дистанции в зависимости от класса. Обязательным условием получения положительной отметки за год по физической подготовленности является участие в выполнении всех учебных нормативов физической подготовленности. Итоговая отметка по предмету «Физическая культура» выставляется на основании оценки знаний, двигательных умений, навыков и результатов контрольных упражнений по физической подготовленности. По окончании 4-го, 9-го и 11-го классов проводится зачет по физической культуре.

Для контроля над физической подготовленностью учащихся ПТУ используют комплекс упражнений. Он применяется сразу же после поступления учеников (входной контроль) и в конце второго полугодия (итоговый контроль). Комплекс контрольных упражнений такой же, как и в общеобразовательной школе. Он включает в себя контроль знаний, умений и навыков, оценку общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки (в профессиях с ярко выраженной спецификой требований к физической подготовленности).

Отметка по предмету «Физическое воспитание» в средних специальных учебных заведениях выставляется в каждом семестре. При определении отметки принимают во внимание степень выполнения требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, уровень физической подготовленности, посещаемость учебных занятий. После завершения курса обучения по предмету «Физическое воспитание» студенты ССУЗов сдают экзамен.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях

Физическое воспитание студентов вузов проводится на протяжении всего курса обучения в следующих формах:

  • Учебные занятия:
    1. Практические занятия;
    2. Теоретические занятия;
    3. Дополнительные занятия (индивидуальные и групповые);
  • Внеурочные занятия:
    1. Самостоятельное использование студентами средств физической культуры, спорта и туризма, закаливающих организм процедур;
    2. Физические упражнения в режиме рабочего дня студентов. При наличии условий рекомендуется проведение физкультурных пауз;
    3. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, турпоходы и др.

Использование названных форм физического воспитания должно обеспечить выполнение студентами оптимального объема двигательной активности - 10-14 ч в неделю.

В начале учебного года студентов распределяют по учебным отделениям и группам с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, спортивных интересов. Определены три медицинские группы: основная, подготовительная и специальная, из которых создаются три учебных отделения: подготовительное (студенты основной и подготовительной медицинских групп), спортивного совершенствования (только студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд) и специальное (студенты специальной медицинской группы; с учетом заболеваний).

Распределение часов по физическому воспитанию предусматривается в учебных планах всех специальностей вуза на протяжении всего периода обучения, в объеме не менее 4 ч в неделю, с включением их в сетку учебного расписания. В учебных группах ОФП с низкой физической подготовленностью и специальных медицинских группах имеют право организовывать занятия 3 раза в неделю по 60 мин.

Занятия в группах спортивного отделения проводятся в зависимости от спортивной квалификации студентов 6-12 ч в неделю. Для студентов - спортсменов высокого класса допускается увеличение недельной нагрузки до 24 ч.

Курс физического воспитания для вузов составляет 560 ч и предусматривает теоретический и практический разделы.

В процессе учебной работы систематически ведется учет успеваемости студентов путем: текущей оценки усвоения изучаемого материала; оценки результатов при выполнении ежемесячных тестов, контрольных зачетных нормативов в соревновательных условиях; оценки результатов, показанных в соревнованиях, для лиц, специализирующихся по видам спорта.

Зачет является основной формой контроля знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе академических занятий в вузе и домашних заданий по всем разделам программы. Коллективу кафедры предоставляется право вводить дифференцированный зачет во всех семестрах, а в конце курса обучения - экзамен.

В содержание зачетных требований включаются:

  • знание теоретического раздела программы;
  • усвоение методических навыков по использованию средств физической культуры и спорта в повседневной жизни; в ППФП и общественной физкультурно-спортивной деятельности;
  • овладение техникой изучаемых физических упражнений;
  • положительная динамика в выполнении контрольных нормативов по общей и специальной подготовке;
  • участие в массовых спортивных мероприятиях;
  • выполнение учебных практик и самостоятельных заданий.

Овладение практическим учебным материалом проверяется путем выполнения студентами контрольных нормативов и, как правило, в условиях соревнований. К выполнению нормативов допускаются студенты, получившие необходимую подготовку.

Учебная практика используется в процессе обучения для облегчения подготовки специалистов, что помогает в дальнейшем успешно подойти к педагогической практике.

На 1-м курсе студенты получают задание развить командный голос, изучить терминологию, составить план-конспект и провести подготовительную часть урока, на 2-м курсе - провести урок в целом.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Вопросы и задания
  26. Использованная литература