Концепция тренировки в беге на выносливость

Принципиальный подход к пониманию сущности тренировки и вытекающих из этой сущности методических принципов и задач ее организации в годичном цикле в беге, требующем развития выносливости, исходит из следующих научно-теоретических предпосылок.

I. Система подготовки бегунов в годичном цикле может быть практически эффективной только в том случае, если она исходит из задачи создания в тренировке оптимальных условий для планомерного развития процесса долговременной адаптации организма к условиям конкретной спортивной деятельности. Иными словами, такой подход предполагает разработку комплекса целенаправленных тренирующих воздействий на физиологические системы организма, адекватного структуре и гетерохронности темпов их морфофункционального совершенствования в ходе тренировки. Замечу, что такой подход представляет собой первую в истории теории и методологии спортивной тренировки попытку сформулировать задачи и определить системы тренирующих воздействий на организм на объективной основе, исходящей из изучения закономерностей развития:

  • циклического процесса долговременной адаптации организма к условиям напряженной мышечной деятельности;
  • процесса становления спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки;
  • процесса морфофункциональной специализации организма, детерминированной специфическим двигательным режимом работы, присущим конкретной спортивной деятельности.

II. Как подчеркивалось в начале статьи, в свете современных достижений цикла биологических наук, главная идея построения современной системы тренировки в беге, требующем развития выносливости, должна базироваться на концепции тканевого метаболизма. Практическое выражение этой идеи предусматривает вначале интенсифицированное развитие локальной мышечной выносливости средствами специализированной физической подготовки и только после этого повышение скорости бега (V) и развитие скоростной выносливости, требующее интенсификации функции сердечно-сосудистой системы. Преждевременное наращивание скорости дистанционной недопустимо.

III. Годичный цикл формирования специфического компонента долговременной адаптации организма к условиям бега, требующего развития скоростной выносливости, включает три последовательные фазы:

  1. Фазу первичных морфофункциональных перестроек в организме, необходимых для обеспечения продолжительной работы в циклическом режиме, требующем проявления выносливости;
  2. Фазу формирования специализированной морфофункциональной структуры в комплексе физиологических систем организма, обеспечивающих ему возможность продолжительной работы в режиме скоростной выносливости;
  3. Фазу завершения текущего цикла долговременной адаптации, инициируемую предельным повышением специфической моторной функции организма и экономизации ее энергообеспечения в экстремальных условиях соревновательного режима.

IV. При организации тренировочного процесса в годичном цикле целесообразно исходить из принципа суперпозиции тренирующих воздействий на организм и сопряженно-последовательной системы организации адекватных тренировочных нагрузок.

Постепенное повышение скорости бега обеспечивается за счет нарастания интенсивности тренирующих воздействий. Пунктирные графики указывают, что каждая фаза включает дистанционную работу, подготавливающую организм к уровню скоростного бега, который реализуется в следующей фазе.

V. В условиях практики подготовки квалифицированных бегунов в качестве объективных индикаторов уровня и динамики их специальной работоспособности могут быть сдвиг лактатной кривой вправо и уровня АнП вверх, регистрируемых в тесте Конкони.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Общая характеристика бега на выносливость
  26. Адаптация организма к работе на выносливость
  27. Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости