Постепенное повышение скорости бега в годичном цикле тренировки

Высокий уровень развития скоростной выносливости в годичном цикле может быть достигнут только при условии постепенного повышения скорости бега.

Как уже говорилось, преждевременная интенсификация дистанционной работы в годичном цикле приводит к перенапряжению сердечной функции, повышению жесткости артериальных стенок, препятствующим усилению регионального кровотока и затрудняющим работу сердца. В этом случае возможно снижение скорости в период ответственных соревнований.

Если же дистанционная работа начинается в режиме умеренной интенсивности (на уровне анаэробного порога), то она выполняется при более экономичной деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и гормональных систем организма, что позволяет избежать чрезмерного напряжения сердечной функции. При этом создаются благоприятные условия для формирования адекватной гемодинамики, периферических сосудистых реакций и уменьшается вероятность дистрофии миокарда. Причем дистанционная работа с высокой скоростью не должна начинаться раньше стойкого закрепления дифференцированных периферических сосудистых реакций, т.е. практически до предсоревновательного этапа.

Такой вариант повышения скорости бега в годичном цикле предусматривает вначале увеличение объема полостей сердца, затем сократительной мощности миокарда. И только после этого целесообразно выполнение объемных дистанционных нагрузок постепенно увеличивающейся частоте сердечных сокращений. В это время участие в соревнованиях становится основным тренирующим средством развития скоростной выносливости.

Три примера иллюстрируют целесообразность такой организации годичной тренировки.

В одном из них представлены результаты эксперимента, в котором сравнивались две стратегии планирования тренировки квалифицированных бегуний на 800 м. Одна группа (А) спортсменок включала интенсивный бег с постепенным повышением скорости, начиная с апреля. Другая группа (В) применяла интенсивный бег в течение всего года и в большем объеме (в 4 раза), чем группа А. Оказалось, что бегуньи группы В имели более высокие спортивные результаты в зимних соревнованиях и на первых стартах летнего сезона. Однако к моменту главных стартов спортсменки группы А вышли на более высокий уровень спортивной подготовленности.

Таким образом, если стоит задача достижения высоких (в том числе рекордных) результатов, то преимущества методики группы А очевидны. Если же задача подготовки заключается в демонстрации достаточно высоких результатов в течение всего года, то методика группы В более целесообразна. Однако в этом случае шансы достижения рекордных результатов невелики.

Рассмотрим характеристики двухлетней тренировки бегуна на средние и длинные дистанции высокого класса в успешном и неудачном спортивных сезонах. В первом из них интенсивность дистанционной работы повышалась постепенно в течение декабря – апреля. Соответственно повышались и спортивные результаты. С началом соревновательного сезона (май) интенсивность и объем нагрузки были снижены. В июне – июле были показаны высокие результаты и достигнуты личные рекорды на дистанциях 1500 и 5000 м. На следующий год спортсмен решил повысить интенсивность тренировки и начал скоростную работу уже в декабре. Однако его организм не выдержал такого напряжения, что в марте привело к срыву адаптации и снижению результатов в соревновательном сезоне.

В следующем примере показана динамика МПК у двух бегунов на средние дистанции в течение трехгодичной тренировки. Один из них из-за травм и простудных заболеваний был вынужден на три месяца в конце сезона прекратить тренировку, что вызвало снижение величины МПК (с 66,2 до 51,9 мл/кг мин). Стремясь компенсировать вынужденный перерыв в тренировке, он в начале следующего сезона форсировал тренировку и вскоре достиг утраченного уровня МПК. Однако чрезмерное перенапряжение организма вызвало срыв адаптации и привело к резкому снижению спортивных результатов. Попытка форсировать подготовку в третьем сезоне опять привела к снижению работоспособности. Неудовлетворенный результатом своих выступлений, спортсмен прекратил тренировки.

У другого спортсмена (график А), который не допускал излишнего форсирования в наращивании интенсивности дистанционных нагрузок, показатели аэробной мощности поддерживались на высоком стабильном уровне и улучшались от сезона к сезону. Этот спортсмен успешно выступал в течение трех лет на международных соревнованиях.

Следует, однако, подчеркнуть, что приведенные выше примеры лишь указывают на ошибки, допускаемые при организации тренировки в годичном цикле, но отнюдь не на негативную роль интенсивного бега вообще.

Интенсивный режим дистанционной работы – непременное условие развития скоростной выносливости в системе подготовки бегунов на средние и длинные дистанции. Такой режим при условии предварительной подготовки специализированными силовыми и прыжковыми средствами, а также дистанционной тренировкой на уровне АнП, обеспечивает развитие устойчивых и длительно удерживаемых адаптивных сдвигов в организме и, в частности, повышение окислительных свойств волокон типа II. В результате работа, которая ранее превышала способности этих волокон к аэробной генерации энергии и приводила к быстрому накоплению лактата и утомлению, оказывается в пределах их аэробного метаболизма.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Общая характеристика бега на выносливость
  26. Адаптация организма к работе на выносливость
  27. Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости