Специфичность адаптивного протеиносинтеза при развитии выносливости

Если во время выполнения тренировочной нагрузки в мышцах доминируют процессы расщепления и окисления, необходимые для энергетического обеспечения работы, то после ее завершения происходит восполнение затраченных ресурсов, т.е., иными словами, различные биологические синтезы.

Биологические синтезы включают в себя обновление белков активно функционирующих клеточных структур, дополнительный синтез ферментных белков и снабжение процессов синтеза белков «строительным материалом» – аминокислотами и предшественниками нуклеиновых кислот. Источником энергии для биологических синтезов является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), ресинтез которой происходит с такой же скоростью, с какой она расщепляется. Причем сразу же после окончания работы может наблюдаться очень короткая и слабо выраженная фаза сверхвосстановения АТФ. Но она быстро проходит, так как для всех репарационных синтезов необходима затрата АТФ.

Во время отдыха наиболее быстро ресинтезируется КрФ и устраняется избыток молочной кислоты (лактата). Несколько позже заканчивается восстановление содержания гликогена и еще позднее происходит ресинтез белков и фосфолипидов.

Синтез белков требует значительных затрат энергии. Поэтому начинается он не сразу по окончании тренирующих воздействий, а только после того, как восстанавливается энергетический потенциал мышечных волокон, на что необходимы затраты АТФ. Поэтому в зависимости от тяжести выполненной нагрузки синтез белков занимает продолжительное время – от 12 до 24 часов, а после очень тяжелой работы – 48–72 часа.

Развитие процесса белкового синтеза в послерабочий период и его конечный результат в значительной мере зависит от того, в какой момент выполняется повторная работа.

Если повторное тренирующее воздействие следует в момент, когда синтез белка только начинается, то эффект предыдущего воздействия остается неиспользованным. Если повторное воздействие следует после усиления синтеза белка, но до момента его отключения, то результат тренирующего воздействия может реализоваться лишь частично. Если же повторное воздействие совпадает с моментом отключения синтеза белка, то достижение положительного тренировочного эффекта нагрузки наиболее вероятно. И, наконец, если повторное тренирующее воздействие опаздывает, то вероятность положительного эффекта нагрузки не реализуется.

Важно подчеркнуть, что в процессе отдыха исходные уровни веществ, разрушаемых во время работы, не просто восстанавливаются. Процесс их восстановления обязательно проходит фазу суперкомпенсации (сверхвосстановления) энергетических субстратов, затраченных на выполнение тренировочной работы. Величина такой суперкомпенсации находится в прямой зависимости от интенсивности расходования веществ во время работы, а длительность этой фазы – от абсолютной величины их расходования. Фаза суперкомпенсации является необходимым условием развития процесса долговременной адаптации к условиям спортивной деятельности. Многократное воспроизведение этого процесса лежит в основе морфофункциональной специализации организма и повышения его спортивной работоспособности.

Феномен суперкомпенсации присущ восстановлению КрФ и гликогена, ферментных и структурных белков, количества митохондрий в мышечных волокнах, т.е. для всех веществ и структур, которые в той или иной мере разрушаются при мышечной работе и синтезируются с избытком во время отдыха.

Биохимический механизм белкового синтеза в послерабочий период характерен ярко выраженной специфичностью. Дело в том, что в процессе выполнения тренировочной работы в организме накапливаются метаболиты – промежуточные продукты обмена веществ в клетках, действующие как индукторы адаптивного протеиносинтеза, развивающегося после прекращения работы. Метаболиты специфически определяют состав белков, синтез которых обусловливается преимущественным двигательным режимом выполненной нагрузки. Синтезируются те белки, которые преимущественно разрушаются во время работы и из которых образуются активно функционирующие клеточные структуры, а также ферменты, катализирующие эти биохимические реакции.

Гормоны, активно секретируемые во время тренировочной нагрузки, усиливают специфически направленный метаболитами адаптивный протеиносинтез и обеспечивают этот процесс необходимыми аминокислотами. Этим достигается соответствие между функциональной активностью и адаптивным синтезом белков. Систематическое повторение этого цикла белкового обмена обусловливает прогрессивное развитие процесса морфофункциональной специализации организма, адекватную двигательной специфике, присущей конкретной спортивной деятельности.

Причем – и это необходимо подчеркнуть особо – промежуток времени между тренировочными занятиями – это не просто отдых, который требуется (как обычно трактуется в методической литературе) для «восстановления оптимального самочувствия, бодрого настроения и желания тренироваться», т.е. как условие, необходимое для успешного выполнения следующей порции тренировочной нагрузки. Это биохимический процесс, в результате которого внешние воздействия на организм превращаются в его внутренние особенности. Это первопричинный биологический феномен, на котором базируется и развивается философия тренировки.

Именно поэтому соотношение процессов «работа – отдых» при систематической тренировке имеет принципиальное значение как для понимания биологического механизма спортивной тренировки, так и для разработки принципов ее рациональной организации.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Общая характеристика бега на выносливость
  26. Адаптация организма к работе на выносливость
  27. Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости