Традиционные представления о выносливости и ее развитии
Представления о развитии выносливости связывались, главным образом, с повышением устойчивости спортсмена к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма и преодолением состояния утомления в процессе длительной работы.
Снижение работоспособности при утомлении объяснялось, главным образом, рабочей гипоксией мышц, что вызывало активизацию гликолиза, повышение концентрации лактата и других продуктов анаэробного метаболизма в крови и, как следствие, снижение сократительных свойств мышц. Лучшая выносливость к продолжительной работе субмаксимальной мощности объяснялась повышенным поступлением кислорода в работающие мышцы.
Отсюда сложились представления о выносливости как функции в основном дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам (так называемая «вегетативная выносливость»). Главным фактором, определяющим вегетативную тренированность, считалась аэробная мощность организма, оцениваемая максимумом потребления кислорода (МПК), а в качестве фактора, лимитирующего потребление кислорода, – мощность сердечной мышцы и минутный объем крови. И поскольку эти функциональные показатели эффективно развиваются различными видами длительной мышечной работы, то основная роль в совершенствовании выносливости отводилась дистанционным средствам. Девиз «для того чтобы бегать, надо бегать» долгие годы довлел над творческим мышлением тренеров и направлял их поиск методов тренировки.
Все остальные средства, в том числе и силовые, относились к так называемой «общей физической подготовке» и рассматривались в качестве дополнительных или вспомогательных и, по существу, малозначимых для развития выносливости. Причем упражнения с отягощением и тем более со штангой рассматривались как крайне вредные, поскольку они якобы увеличивают мышечную массу спортсмена, что требует дополнительных затрат энергии на ее перемещение на дистанции.
Выносливость разделялась на общую и специальную. Считалось, что в основе общей выносливости лежит малоспецифичная аэробная тренированность, развитие которой не зависит от внешней формы движений. Общая тренированность характеризуется широким «переносом» по вегетативным функциям и может происходить в широком диапазоне видов двигательной деятельности. Выносливость же по отношению к определенной деятельности называлась специальной.
Главным условием развития выносливости считалось доведение спортсмена до утомления глобальной мышечной работой. Утверждалось, что локальная мышечная работа не связана со значительной активацией дыхательной и сердечно-сосудистой систем и не влияет на развитие выносливости. Наличие высокой выносливости в каких-либо локальных движениях не означает столь же высокой выносливости при глобальной работе. Отсюда для развития общей (аэробной) выносливости допустимо использовать любые средства, в том числе далекие от своего вида спорта (кроссовый бег, плавание, ходьба на лыжах и т.п.). Для развития же специальной выносливости рекомендовалось использовать упражнения, в которых спортсмен соревнуется (бег для бегуна, плавание для пловца и т.п.).
Развитие специальной выносливости к субмаксимальной работе связывалось с совершенствованием гликолитической производительности организма. И поскольку в этом случае в работающих мышцах накапливаются конечные продукты обменных процессов, лимитирующие работоспособность спортсмена, для развития специальной выносливости определенную часть специфической работы рекомендовалось выполнять на высоком уровне концентрации лактата в крови, чтобы «привыкать» к метаболическому ацидозу.
В годичном цикле рекомендовалось сначала совершенствовать дыхательные возможности (общая выносливость), затем гликолитические и алактатные (специальная выносливость). Такая последовательность объяснялась тем, что энергия гликолиза используется в первой фазе восстановления после работы для ресинтеза КрФ. Поэтому, если гликолитические возможности развиты недостаточно, скорость восстановления КрФ будет замедленной, что негативно отразится на работоспособности.
Совершенствование выносливости виделось, как уже говорилось, в повышении МПК, поскольку считалось, что этот показатель дает обобщенную оценку уровня развития физиологических функций, обеспечивающих поступление и транспорт кислорода в организме. И даже несмотря на появление экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что в соревновательном сезоне МПК, как правило, снижается, а его корреляция со спортивным результатом уменьшается, и что одинаково высокие результаты могут показывать спортсмены с разным (и даже относительно невысоким) МПК, и, наконец, что за последние десятилетия рост спортивных достижений выдающихся спортсменов в циклических видах спорта не сопровождался повышением МПК, вера в «вегетативную тренированность» как основной фактор, определяющий выносливость, не была поколеблена.
Считалось целесообразным создание к концу подготовительного периода некоторого «запаса» аэробной мощности с тем, чтобы ее неизбежное снижение в соревновательном сезоне не влияло на уровень специальной работоспособности спортсмена.
Таковы в общих чертах представления о выносливости, долгое время определявшие методические принципы ее развития.
Легко заметить, что такие представления связывали выносливость с фатальной неизбежностью снижения работоспособности в результате утомления. Отсюда вольно или невольно складывалось, образно говоря, пассивное отношение к развитию выносливости. Последнее выражалось в формировании мотивационной установки «терпеть», уповая на мощность буферных систем организма и повышение его резистентности к снижению рН крови. Рекомендовалось преодолевать неотвратимые неблагоприятные ощущения, сопутствующие развитию утомления, вместо того, чтобы активно искать такие средства и методы тренировки, которые способствуют уменьшению степени утомления, отодвиганию момента его наступления и снижению его тяжести.
Читать далее
← Адаптация организма к работе на выносливость | Окислительные свойства мышц → |
Содержание
- Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- История развития легкой атлетики
- Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
- Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
- Место и значение легкой атлетики в системе оздоровительных мероприятий
- Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека
- Методические рекомендации по проведению занятий по оздоровительному бегу и ходьбе
- Советы занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
- Контроль и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
- Основы техники видов легкой атлетики
- Спортивная ходьба
- Бег на короткие дистанции
- Эстафетный бег
- Бег на средние дистанции
- Бег на длинные дистанции
- Бег на сверхдлинные дистанции
- Барьерный бег
- Бег с препятствиями
- Прыжки в длину с разбега
- Тройной прыжок с разбега
- Прыжки в высоту
- История прыжков в высоту
- Основные правила соревнований в прыжках в высоту
- Техника прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
- Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»
- Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
- Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»
- Прыжок с шестом
- Метание копья, гранаты и мяча
- Толкание ядра
- Метание диска
- Метание молота
- Многоборье
- Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
- Подготовительная часть урока
- Общая характеристика бега на выносливость
- Техника бега на выносливость
- Длина и частота шагов в беге на выносливость
- Использование неметаболической энергии в опорной фазе шага в беге на выносливость
- Режимы работы организма при беге на выносливость с различной скоростью
- Экономичность энергообеспечения дистанционной работы в беге на выносливость
- Тактическое мастерство в беге на выносливость
- Адаптация организма к работе на выносливость
- Традиционные представления о выносливости и ее развитии
- Окислительные свойства мышц
- Роль креатинфосфата в энергообеспечении работы на выносливость
- Адаптация сердечно-сосудистой системы к работе на выносливость
- Кислородный каскад в организме
- Специфичность адаптивного протеиносинтеза при развитии выносливости
- Физиологическая специфика «восстановительных» процессов
- Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости
- Постепенное повышение скорости бега в годичном цикле тренировки
- Подготовительный период бега на выносливость на уровне анаэробного порога
- Повышение уровня скоростной выносливости средствами специализированной физической подготовки
- Совершенствование функций физиологических систем организма при беге на выносливость
- Концепция тренировки в беге на выносливость
- Модель системы тренировки в беге на выносливость
- Организация нагрузок в беге на выносливость