Традиционные представления о выносливости и ее развитии

Представления о развитии выносливости связывались, главным образом, с повышением устойчивости спортсмена к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма и преодолением состояния утомления в процессе длительной работы.

Снижение работоспособности при утомлении объяснялось, главным образом, рабочей гипоксией мышц, что вызывало активизацию гликолиза, повышение концентрации лактата и других продуктов анаэробного метаболизма в крови и, как следствие, снижение сократительных свойств мышц. Лучшая выносливость к продолжительной работе субмаксимальной мощности объяснялась повышенным поступлением кислорода в работающие мышцы.

Отсюда сложились представления о выносливости как функции в основном дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам (так называемая «вегетативная выносливость»). Главным фактором, определяющим вегетативную тренированность, считалась аэробная мощность организма, оцениваемая максимумом потребления кислорода (МПК), а в качестве фактора, лимитирующего потребление кислорода, – мощность сердечной мышцы и минутный объем крови. И поскольку эти функциональные показатели эффективно развиваются различными видами длительной мышечной работы, то основная роль в совершенствовании выносливости отводилась дистанционным средствам. Девиз «для того чтобы бегать, надо бегать» долгие годы довлел над творческим мышлением тренеров и направлял их поиск методов тренировки.

Все остальные средства, в том числе и силовые, относились к так называемой «общей физической подготовке» и рассматривались в качестве дополнительных или вспомогательных и, по существу, малозначимых для развития выносливости. Причем упражнения с отягощением и тем более со штангой рассматривались как крайне вредные, поскольку они якобы увеличивают мышечную массу спортсмена, что требует дополнительных затрат энергии на ее перемещение на дистанции.

Выносливость разделялась на общую и специальную. Считалось, что в основе общей выносливости лежит малоспецифичная аэробная тренированность, развитие которой не зависит от внешней формы движений. Общая тренированность характеризуется широким «переносом» по вегетативным функциям и может происходить в широком диапазоне видов двигательной деятельности. Выносливость же по отношению к определенной деятельности называлась специальной.

Главным условием развития выносливости считалось доведение спортсмена до утомления глобальной мышечной работой. Утверждалось, что локальная мышечная работа не связана со значительной активацией дыхательной и сердечно-сосудистой систем и не влияет на развитие выносливости. Наличие высокой выносливости в каких-либо локальных движениях не означает столь же высокой выносливости при глобальной работе. Отсюда для развития общей (аэробной) выносливости допустимо использовать любые средства, в том числе далекие от своего вида спорта (кроссовый бег, плавание, ходьба на лыжах и т.п.). Для развития же специальной выносливости рекомендовалось использовать упражнения, в которых спортсмен соревнуется (бег для бегуна, плавание для пловца и т.п.).

Развитие специальной выносливости к субмаксимальной работе связывалось с совершенствованием гликолитической производительности организма. И поскольку в этом случае в работающих мышцах накапливаются конечные продукты обменных процессов, лимитирующие работоспособность спортсмена, для развития специальной выносливости определенную часть специфической работы рекомендовалось выполнять на высоком уровне концентрации лактата в крови, чтобы «привыкать» к метаболическому ацидозу.

В годичном цикле рекомендовалось сначала совершенствовать дыхательные возможности (общая выносливость), затем гликолитические и алактатные (специальная выносливость). Такая последовательность объяснялась тем, что энергия гликолиза используется в первой фазе восстановления после работы для ресинтеза КрФ. Поэтому, если гликолитические возможности развиты недостаточно, скорость восстановления КрФ будет замедленной, что негативно отразится на работоспособности.

Совершенствование выносливости виделось, как уже говорилось, в повышении МПК, поскольку считалось, что этот показатель дает обобщенную оценку уровня развития физиологических функций, обеспечивающих поступление и транспорт кислорода в организме. И даже несмотря на появление экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что в соревновательном сезоне МПК, как правило, снижается, а его корреляция со спортивным результатом уменьшается, и что одинаково высокие результаты могут показывать спортсмены с разным (и даже относительно невысоким) МПК, и, наконец, что за последние десятилетия рост спортивных достижений выдающихся спортсменов в циклических видах спорта не сопровождался повышением МПК, вера в «вегетативную тренированность» как основной фактор, определяющий выносливость, не была поколеблена.

Считалось целесообразным создание к концу подготовительного периода некоторого «запаса» аэробной мощности с тем, чтобы ее неизбежное снижение в соревновательном сезоне не влияло на уровень специальной работоспособности спортсмена.

Таковы в общих чертах представления о выносливости, долгое время определявшие методические принципы ее развития.

Легко заметить, что такие представления связывали выносливость с фатальной неизбежностью снижения работоспособности в результате утомления. Отсюда вольно или невольно складывалось, образно говоря, пассивное отношение к развитию выносливости. Последнее выражалось в формировании мотивационной установки «терпеть», уповая на мощность буферных систем организма и повышение его резистентности к снижению рН крови. Рекомендовалось преодолевать неотвратимые неблагоприятные ощущения, сопутствующие развитию утомления, вместо того, чтобы активно искать такие средства и методы тренировки, которые способствуют уменьшению степени утомления, отодвиганию момента его наступления и снижению его тяжести.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Общая характеристика бега на выносливость
  26. Адаптация организма к работе на выносливость
  27. Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости