Вопросы и задания

Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений

  1. Сколько медалей по легкой атлетике разыгрывалось на XXVIII Олимпийских играх в Афинах?
  2. Дайте краткую характеристику спортивной ходьбе.
  3. Дайте краткую характеристику бегу.
  4. Дайте краткую характеристику прыжкам.
  5. Дайте краткую характеристику метаниям.
  6. Дайте краткую характеристику многоборью.

Исторический обзор развития легкой атлетики

  1. Когда состоялись первые Олимпийские игры древности?
  2. Какие виды легкой атлетики пользовались популярностью в Древней Греции?
  3. Назовите год и место начала современной истории легкой атлетики.
  4. Когда и где начала развиваться легкая атлетика в России, кто был ее организатором?
  5. Дайте краткую характеристику развития легкой атлетики в СССР.
  6. В каком году советские легкоатлеты впервые участвовали в Олимпийских играх?
  7. В каком году и на каких Олимпийских играх спортсмены нанесли поражение американским легкоатлетам?
  8. Когда начала развиваться легкая атлетика в Беларуси?
  9. Кто из белорусских легкоатлетов принимал участие в XV Олимпийских играх 1952 г.?
  10. Кто из белорусских легкоатлетов впервые завоевал олимпийскую медаль?
  11. Сколько золотых медалей завоевали белорусские легкоатлеты на Олимпийских играх?

Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях

  1. Что является основным документом планирования физического воспитания учащихся и молодежи?
  2. Назовите документы, которые разрабатываются на основе годового плана-графика.
  3. В чем заключается методика проведения урока?
  4. Перечислите формы физического воспитания.
  5. Расскажите об организации физкультурно-оздоровительной работы в секции по легкой атлетике.
  6. Что входит в контроль за физической подготовленностью учащихся?
  7. Расскажите о физическом воспитании в высших учебных заведениях.
  8. Приведите типовую схему обучения легкоатлетическим упражнениям.
  9. Как можно использовать легкоатлетические упражнения для развития основных физических качеств?

Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий

  1. Расскажите, какое значение имеет легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий?
  2. Какое влияние оказывают ходьба и бег на организм человека?
  3. Раскройте теорию «Периферических сердец» профессора Н.А. Аринчина.
  4. Из чего складывается величина нагрузки в оздоровительном беге и ходьбе?
  5. Какой пульсовой режим должен быть у людей, занимающихся оздоровительным бегом в возрасте 30-40 лет; 41-50 лет; в 60 лет?
  6. На сколько процентов в первые 5 минут должна снижаться ЧСС чтобы реакция организма на нагрузку считалась хорошей?
  7. Расскажите о трех зонах бега в зависимости от режима работы.
  8. Расскажите о методике оздоровительного бега по В. Крючкову.
  9. Расскажите о методике оздоровительного бега по К. Куперу.
  10. Расскажите о методике оздоровительного бега по Н.М. Амосову.
  11. Контроль и самоконтроль здоровья и физической подготовленности у лиц занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой.

Основы техники видов легкой атлетики

  1. Основы техники ходьбы и бега
    1. Назовите характерные особенности ходьбы и бега.
    2. Что является циклом в ходьбе и беге?
    3. Дайте характеристику периодам в ходьбе и беге.
    4. Перечислите фазы движения ног в ходьбе и беге.
    5. Расскажите о работе рук в ходьбе и беге.
    6. Куда направлена реакция опоры в момент вертикали, переднего и заднего толчка?
    7. Дайте характеристику переднему шагу.
    8. Дайте характеристику заднему шагу.
    9. Дайте характеристику переднему толчку.
    10. Дайте характеристику заднему толчку.
  2. Основы техники прыжков
    1. От чего зависит результат в легкоатлетических прыжках?
    2. На какие части условно можно разделить прыжки при анализе техники?
    3. Расскажите о разбеге и подготовке к отталкиванию.
    4. Расскажите об отталкивании в прыжках.
    5. Расскажите о фазе полета в прыжках.
    6. Расскажите о приземлении и характере его выполнения?
  3. Основы техники метаний
    1. От чего зависит дальность полета снаряда?
    2. Как влияет способ держания снаряда на дальность полета?
    3. С какой целью выполняется разбег в метаниях?
    4. В чем заключается подготовка к финальному усилию?
    5. Что понимают под финальным усилием в метаниях?
    6. Расскажите о траектории полета снаряда.
    7. Какие бывают углы атаки?
    8. Назовите оптимальные углы вылета легкоатлетических снарядов.

Спортивная ходьба

  1. Назовите виды ходьбы.
  2. Чем отличается спортивная ходьба от обычной ходьбы и бега?
  3. Когда и где состоялись первые соревнования по синхронной ходьбе?
  4. На каких дистанциях соревнуются спортсмены по спортивной ходьбе?
  5. Когда спортивная ходьба была включена в легкоатлетическую программу Беларуси?
  6. Назовите фамилии скороходов Беларуси, которые добились высоких результатов на международных соревнованиях.
  7. За что получают ходоки замечания на соревнованиях?
  8. Расскажите о движениях туловища и таза во время спортивной ходьбы.
  9. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике спортивной ходьбы.
  10. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения.

Бег на короткие дистанции

  1. Какие дистанции относятся к коротким?
  2. Какие дистанции использовались на Олимпийских играх древности?
  3. Кто из легкоатлетов впервые в мире пробежал 100 м за 10 с в мире и в Беларуси?
  4. Назовите фамилии наиболее знаменитых спортсменов мира и Беларуси.
  5. Какие команды подает стартер в беге на короткие дистанции?
  6. За что снимается участник в спринтерском беге?
  7. Как определяется победитель в спринтерском беге?
  8. На какие части условно можно разделить бег на короткие дистанции?
  9. Какие имеются варианты расстановки стартовых колодок и их особенности?
  10. Расскажите, какое положение принимают по команде «На старт» и «Внимание».
  11. Расскажите о стартовом разгоне.
  12. Чем техника бега на дистанции отличается от техники стартового разгона?
  13. От чего зависит скорость бега по дистанции?
  14. Расскажите о технике бега на 200 м.
  15. Расскажите о технике бега на 400 м.
  16. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники бега на короткие дистанции.
  17. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения.

Эстафетный бег

  1. Дайте краткую характеристику эстафетному бегу.
  2. Когда эстафетный бег был включен в программу Олимпийских игр?
  3. В каких эстафетах добивались высоких результатов белорусские спортсмены?
  4. Кто из белорусских спортсменов добился высоких результатов в эстафетном беге?
  5. Что из себя представляет эстафетная палочка?
  6. Сколько метров зона для передачи эстафетной палочки?
  7. В каких эстафетах разрешается спортсмену, принимающему эстафету, стать вне зоны передач?
  8. В какой руке и как держит эстафетную палочку спортсмен на 1-м этапе эстафеты 4 х 100 м?
  9. Какие существуют варианты передачи эстафетной палочки?
  10. На каком расстоянии спортсмен, принимающий эстафетную палочку, устанавливает контрольную отметку?
  11. Что характеризует эффективность техники эстафетного бега?
  12. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники эстафетного бега.
  13. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения.

Бег на средние дистанции

  1. Когда стали соревноваться на Олимпийских играх в беге на средние дистанции мужчины и женщины?
  2. Назовите кто из белорусских спортсменов добивался высоких результатов в беге на средние дистанции.
  3. За что спортсмены получают предупреждения в беге на средние дистанции?
  4. Расскажите, как и откуда начинается бег на средние дистанции.
  5. Расскажите о старте и стартовом разгоне в беге на средние дистанции.
  6. Расскажите о технике бега на дистанции.
  7. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике бега на средние дистанции.
  8. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения.

Бег на длинные дистанции

  1. Какие дистанции относятся к длинным, и когда они были включены в программу Олимпийских игр?
  2. Назовите, кто из белорусских спортсменов добивался высоких результатов в беге на длинные дистанции?
  3. Кто такие счетчики кругов, и в чем заключаются их обязанности?
  4. В каких случаях запрещено оказание помощи спортсмену?
  5. Как располагаются участники на длинные дистанции на старте и когда они переходят на общую дорожку?
  6. Отметьте характерные особенности организации и проведения соревнований по кроссу.
  7. Как проводится бег по горам?
  8. Чем отличается техника бега на длинные дистанции от техники бега на средние дистанции?
  9. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике бега на длинные дистанции?
  10. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения в беге на длинные дистанции.
  11. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники кроссового бега.
  12. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения в кроссовом беге.

Бег на сверхдлинные дистанции

  1. Какие дистанции относятся к сверхдлинным и какая из них первой была включена в программу Олимпийских игр?
  2. Назовите, кто из белорусских спортсменов добивался высоких результатов в беге на сверхдлинные дистанции.
  3. Отметьте характерные особенности организации и проведения соревнований в беге на сверхдлинные дистанции.
  4. Назовите характерную особенность техники бега на сверхдлинные дистанции.

Барьерный бег

  1. Когда впервые упоминается о беге с барьерами?
  2. Какие барьерные дистанции вы знаете?
  3. Когда и на какой дистанции впервые на Олимпийских играх соревновались женщины?
  4. Расскажите о достижениях белорусских барьеристов.
  5. Расскажите о правилах соревнований в барьерном беге.
  6. Расскажите о технике бега с барьерами.
  7. Отметьте характерные особенности техники бега на 400 м с барьерами.
  8. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники барьерного бега.
  9. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения техники бега с барьерами.

Бег с препятствиями

  1. Какая страна считается родиной бега с препятствиями?
  2. Когда бег с препятствиями был включен в программу Олимпийских игр?
  3. Соревнуются ли женщины в этом виде легкой атлетики?
  4. Расскажите о достижениях белорусских спортсменов в беге с препятствиями.
  5. Расскажите о правилах соревнований в беге с препятствиями.
  6. Отметьте характерные особенности техники бега с препятствиями.
  7. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники бега с препятствиями.
  8. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения технике бега с препятствиями.

Прыжки в длину с разбега

  1. Когда и где впервые прыжок в длину с разбега был включен в программу соревнований по легкой атлетике?
  2. Кому принадлежат мировые рекорды в прыжках в длину и чему они равны?
  3. Расскажите о достижениях белорусских спортсменов в прыжках в длину.
  4. Расскажите о правилах соревнований в прыжках в длину.
  5. На какие части условно можно разделить прыжок в длину с разбега для анализа техники?
  6. Расскажите о разбеге в прыжках в длину и его значении.
  7. Расскажите о технике отталкивания в прыжках в длину.
  8. Какие способы прыжков в длину Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
  9. Расскажите о форме полета и приземлении в прыжках в длину.
  10. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике прыжка в длину с разбега.
  11. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения прыжку в длину.

Тройной прыжок с разбега

  1. В каком году был узаконен современный стиль тройного прыжка, и кому он принадлежит?
  2. Кто из советских спортсменов впервые завоевал золотую медаль на Олимпийских играх и когда?
  3. Расскажите о достижениях белорусских прыгунов в тройном прыжке.
  4. Из каких частей состоит тройной прыжок?
  5. Что Вы можете рассказать о разбеге и отталкивании в тройном прыжке?
  6. Что из себя представляют скачок, шаг и прыжок?
  7. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники тройного прыжка.
  8. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения техники тройного прыжка.

Прыжки в высоту

  1. Назовите существующие способы прыжков в высоту с разбега.
  2. Кто из советских спортсменов добивался высоких результатов в прыжках в высоту, прыгая способом «перекидной»?
  3. Кто и где впервые продемонстрировал способ «фосбери-флоп»?
  4. Назовите наиболее известных белорусских прыгунов в высоту.
  5. Расскажите о правилах соревнований в прыжках в высоту.
  6. Отметьте характерные особенности техники прыжков в высоту способом «перешагивание» и «фосбери-флоп».
  7. Расскажите о методике обучения прыжку в высоту способом «фосбери-флоп».
  8. Расскажите о методике обучения прыжку в высоту способом «перешагивание».

Прыжки с шестом

  1. Где и когда впервые был показан прыжок с шестом?
  2. Кто первым преодолел шестиметровый рубеж в прыжках с шестом?
  3. Расскажите о правилах соревнований в прыжках с шестом.
  4. На какие части условно можно разделить прыжок с шестом?
  5. Расскажите о держании шеста и разбеге в прыжках с шестом.
  6. Дайте представление об отталкивании в прыжке с шестом.
  7. Охарактеризуйте взмах, переход через планку и приземление в прыжке с шестом.
  8. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике прыжка с шестом.
  9. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения технике прыжка с шестом.

Метание копья, гранаты и мяча

  1. Когда метание копья было включено в мужскую и женскую программу Олимпийских игр?
  2. Кто из спортсменов и когда послал копье за 100 м?
  3. Назовите наиболее известных белорусских метателей копья.
  4. Расскажите о правилах соревнований в метании копья.
  5. Чем отличаются правила соревнований в метании гранаты и мяча?
  6. На какие части условно можно разделить метание копья?
  7. Расскажите о способах держания копья и о разбеге.
  8. Ознакомьте с финальным движением в метании копья.
  9. Расскажите, что делает спортсмен для сохранения равновесия после выпуска снаряда?
  10. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники метания копья.
  11. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения техники метания копья.
  12. Расскажите о технике метания гранаты и мяча.

Толкание ядра

  1. Когда был зарегистрирован первый рекорд в толкании ядра и чему он был равен?
  2. Кто из спортсменов первым преодолел рубеж 22 м и каким способом он толкал ядро?
  3. Расскажите о достижениях белорусских толкателей ядра.
  4. Расскажите о правилах соревнований в толкании ядра.
  5. Охарактеризуйте технику держания ядра и исходное положение толкателя ядра.
  6. Расскажите о технике стартового и финального разгона снаряда.
  7. Расскажите о технике толкания ядра способом «кругового маха».
  8. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике толкания ядра.
  9. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения технике толкания ядра.

Метание диска

  1. В какой стране метание диска имело большую популярность и из какого материала изготавливали диски?
  2. Когда метание диска было включено в программу Олимпийских игр у мужчин и женщин?
  3. Расскажите о достижениях белорусских спортсменов в метании диска.
  4. Расскажите о правилах соревнований в метании диска.
  5. На какие части условно можно разделить метание диска?
  6. Расскажите о держании диска и исходном положении метателя.
  7. Охарактеризуйте технику замаха, вход в поворот и поворота в метании диска.
  8. В чем заключается подготовка к финальному усилию и финальное движение.
  9. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении технике метания диска.
  10. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения технике метания диска.

Метание молота

  1. В каких странах и в какое время соревновались в метании кузнечного молота?
  2. В каком году метание молота включили в программу Олимпийских игр?
  3. Расскажите о достижениях белорусских спортсменов в метании молота.
  4. Расскажите о правилах соревнований в метании молота.
  5. На какие части (фазы) условно можно разделить метание молота?
  6. Расскажите о держании молота, исходном положении метателя и предварительном вращении молота?
  7. Охарактеризуйте технику поворотов в метании молота.
  8. В чем заключается особенность финального усилия?
  9. Перечислите задачи, которые ставятся при обучении техники метания молота.
  10. Назовите основные средства и методические указания к задачам обучения технике метания молота.

Многоборья

  1. Какие виды легкой атлетики входят в многоборье?
  2. Какие виды входили в пентатлон?
  3. Какие страны и сколько завоевали медалей в десятиборье на Олимпийских играх?
  4. Кому принадлежит рекорд мира в десятиборье и чему он равен?
  5. Назовите лучшего десятиборца Республики Беларусь и его рекорд.
  6. Назовите характерные особенности в правилах соревнований по десятиборью.
  7. Расскажите об особенностях техники десятиборца в гладком беге, беге с барьерами, прыжках и метаниях.
  8. В чем заключается методика обучения видам десятиборья?
  9. Расскажите о женском многоборье.

Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

  1. Назовите какие бывают международные легкоатлетические соревнования?
  2. Назовите, что входит в календарный план соревнований?
  3. Назовите, что входит в положение о соревнованиях?
  4. Перечислите виды соревнований.
  5. Назовите, где могут проводиться соревнования по легкой атлетике?
  6. Что из себя представляет типовой легкоатлетический стадион?
  7. В чем заключается подготовка и проведение соревнований по легкой атлетике?
  8. Перечислите участников соревнований по возрастным группам.
  9. Кто может быть допущен к соревнованиям по легкой атлетике, и какие документы необходимы для этого?
  10. Как определить очередность выступления участников соревнований в видах легкой атлетики?
  11. Перечислите обязанности и права участников соревнований.
  12. Что из себя должен представлять костюм участника соревнований и его номер?
  13. Назовите обязанности представителя и капитана команды.
  14. Кто входит в состав судейской коллегии?
  15. Перечислите обязанности и права главного судьи соревнований.
  16. Что входит в обязанности заместителя главного судьи соревнований?
  17. Назовите обязанности и права главного секретаря соревнований.
  18. Что входит в обязанности стартера и его помощников?
  19. Перечислите обязанности судей на дистанции, препятствиях и этапах эстафет.
  20. Что входит в обязанности судей на финише?
  21. Что входит в обязанности судей-хронометристов?
  22. Что входит в обязанности секретарей по бегу и ходьбе?
  23. Какие обязанности у судей по прыжкам и метаниям?
  24. Что входит в обязанности судьи при участниках?
  25. Что входит в обязанности судьи-информатора?
  26. Перечислите обязанности судей по награждению.
  27. Что входит в обязанности просмотровой комиссии?
  28. Расскажите об организации проведения соревнований по бегу вне стадиона.
  29. Расскажите об особенностях проведения легкоатлетических кроссов.
  30. Какие требования предъявляют к измерению дистанций на стадионе?

Подготовительная часть урока

  1. На какие части условно делится урок?
  2. Что входит в подготовительную часть урока?
  3. Что понимается под общеразвивающими упражнениями?
  4. Что понимается под специально-подготовительными упражнениями?
  5. Для чего служат подводящие и развивающие специально-подготовительные упражнения?

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Вопросы и задания
  26. Использованная литература