Длина и частота шагов в беге на выносливость

Средняя дистанционная скорость соревновательного бега (Vср) в наиболее общем виде выражается уравнением Vср = L × R, т.е. является функцией длины (L) и частоты (R) шагов. По поводу длины и частоты (темпа) шагов в литературе можно встретить различные, в том числе противоположные точки зрения.

Например, утверждается, что хорошо тренированный бегун самопроизвольно выбирает для себя длину и частоту шагов, ведущие к минимальному потреблению кислорода. Другие авторы утверждают, что следует использовать более высокую частоту шагов, чем более мощное отталкивание в каждом шаге. Они это объясняют тем, что мощное отталкивание требует проявления большей силы мышц ног, что якобы приводит к их быстрому утомлению.

Однако большинство специалистов считает, что более длинный шаг является одним из главных различий между хорошими и средними бегунами, имеющими одинаковые максимум потребления кислорода, рост и вес. При одной и той же скорости бега более квалифицированные бегуны делают более длинные шаги и имеют более низкую их частоту, чем менее квалифицированные.

Эта точка зрения находит убедительные экспериментальные подтверждения, которые свидетельствуют, что длинный шаг при оптимальном темпе движений энергетически более выгоден и что более подготовленные бегуны в условиях заданного темпа движений преодолевают контрольную дистанцию за меньшее количество шагов и с меньшими затратами энергии. На этом основании утверждается, что установка на то, чтобы экономить на силе толчка и тратить лишнюю энергию, повышая частоту движений, принципиально неверна. Бегун, которому суждено добиться выдающихся результатов в беге, должен обладать высоким уровнем силы мышц ног, чтобы бежать упруго и длинным шагом.

И действительно, выдающиеся бегуны на средние и длинные дистанции всегда выделялись и сейчас выделяются отличной силовой подготовленностью.

Например, выявлена значительная корреляция силы мышц-разгибателей ног с максимальной скоростью бега (r = 0,695), скоростью бега на уровне анаэробного порога (r = 0,828) и временем опоры в беге (r = −0,688). В свою очередь, сила мышц и максимальная скорость бега тесно связаны с объемом нагрузки в работе со штангой (соответственно r = 0,718 и r = 0,686), а время полета в беге – с объемом прыжковой работы (r = 0,608). Длина шага на максимальной скорости бега обнаруживает существенную связь с объемом прыжковой работы (r = 0,760) и работы со штангой (r = 0,597), а длина шага на скорости анаэробного порога – с результатами бега на 800 м (r = −0,617), 1500 м (r = −0,656) и 3000 м (r = −0,754). Обнаружена корреляция концентрации лактата после контрольной серии специализированной работы со штангой (r = −0,637) и скоростью бега на уровне анаэробного порога (r = −0,693).

Эти результаты свидетельствуют, что бегун, который пренебрегает работой с отягощениями, в том числе работой со штангой, обрекает себя на длинный путь к высоким достижениям и лишает себя радости побед на беговой дорожке.

Многолетний опыт свидетельствует: для того чтобы пробежать 800 м за 1:42,0 мин, необходимо иметь результат в беге на 100 м 10,7–10,9 с. Но для этого спортсмен должен обладать высоким силовым потенциалом – прыгать тройным прыжком с места за 9–9,3 м и десятерным прыжком – за 33–35 м. Вместе с тем он должен обладать высоким уровнем локальной мышечной (силовой) выносливости, чтобы поддерживать длину шага на дистанции и сохранить ее на финишном участке.

Однако, констатируя целесообразность более длинного шага, не следует ее абсолютизировать. Длину шага надо рассматривать в связи с уровнем физической подготовленности бегуна и этапом годичного цикла. Имеется определенная тенденция, свидетельствующая, что с ростом мастерства скорость в беге возрастает сначала преимущественно за счет удлинения шага, затем за счет повышения темпа движений. Поэтому, учитывая энергетическую неэффективность высокого темпа, первым резервом в повышении скорости бега следует считать увеличение длины шага за счет специальной силовой подготовки и только после этого повышать их темп.

Однако дело не только в силе мышц. Время опорного периода в беге очень короткое, и поэтому работа мышц характерна быстрым (взрывным) проявлением максимума рабочего усилия. С повышением скорости бега время опоры сокращается, и для сохранения мощности отталкивания мышцы должны развивать более высокий максимум рабочего усилия в более короткое время. Об этом свидетельствуют характеристики электрической активности мышц в условиях бега со стандартной скоростью. У мастеров бега время сокращения мышц в опорном периоде значительно короче, чем у менее квалифицированных спортсменов, а время расслабления этих же мышц более продолжительно. Причем длительность периода расслабления мышц подвержена наибольшим изменениям с ростом мастерства бегунов, что имеет исключительно важное значение для ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в промежутках между фазами сокращения мышц.

Таким образом, повышение мощности рабочего усилия в опорном периоде и увеличение длительности фазы их расслабления в каждом шаге – это важнейшие показатели спортивного мастерства в беге на выносливость. Забегая вперед, подчеркну, что достигается это мастерство в процессе длительной тренировки и одним из важнейших средств для этого являются прыжковые упражнения и специализированные методы работы с отягощением, в том числе со штангой.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Общая характеристика бега на выносливость
  26. Адаптация организма к работе на выносливость
  27. Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости