Методика обучения видам десятиборья

Процесс обучения видам десятиборья осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности. Для этого необходимо соблюдать следующие общие подходы в обучении: развивать те физические качества, от которых зависит верное техническое исполнение; постоянно корректировать и совершенствовать технику в связи с изменением подготовленности или влиянием внешних воздействий; мало видеть ошибки в технике, важнее установить причину их возникновения, создать условия, обеспечивающие исправление этих ошибок; формировать навыки и закреплять элементы техники необходимо в начале тренировочных занятий, так как утомление мешает этому; использовать идеомоторные упражнения в комбинации с практическими при условии правильного представления техники, знания теоретических основ и умения словесно описать технику вида многоборья.

Наиболее разностороннее влияние на овладение техникой исполнения оказывают тренировки в беге и прыжках. Беговые упражнения улучшают результат в других видах на 46%, прыжковые - на 52 и метания - на 19%. Особенностью технической подготовки многоборцев является широкое использование переноса двигательных навыков при сходстве структуры двигательных действий. Положительный перенос успешно реализуется применением разнообразных специально-подводящих и имитационных упражнений. В случае отрицательного переноса навыка надо выбирать такую последовательность обучения, чтобы взаимовлияние двигательных действий было минимальным.

Обучение и совершенствование техники проводится на всех этапах годового цикла не менее двух раз в неделю. Ступенчатое включение видов десятиборья в программу обучения по годам не только ставит в неравное положение отдельные виды, но и приводит к сужению средств подготовки.

Беговые упражнения, особенно барьерные, помогают развить постоянную длину шага прыгунам в длину и копьеметателям; хорошую гибкость и подвижность прыгунам с шестом и в высоту с разбега; силу и ловкость для метателей. Барьерный бег выполняется 2-3 раза в неделю и проводится в начале занятий. Специальные упражнения барьериста выполняются ежедневно. В обучении используются упражнения: «атака» барьера, перенос толчковой и маховой ноги, пробегание отрезков сбоку в один, три или пять шагов от одного до десяти барьеров разной высоты.

В прыжках необходимо овладеть техникой быстрого ритмичного разбега и правильного мощного отталкивания. Так, ритм разбега в прыжках в длину и с шестом можно изучать и совершенствовать почти на каждой тренировке путем различных ускорений в режиме разбега.

В прыжках в высоту необходимо сначала обучать не способу, а школе прыжка. При этом через определенные упражнения, учить всему сразу: разбегу, отталкиванию, переходу через планку. При обучении метаниям используются облегченные снаряды, имитационные упражнения, выполняемые как подражание целостной спортивной технике или ее отдельным элементам (полезно это делать перед большим зеркалом). Особая роль в обучении всем видам десятиборья отводится умению выполнять технические действия свободно, без лишних мышечных усилий. Главный метод здесь - выполнять движения не в полную силу, а с постепенным доведением до максимума. Один из эффективных способов овладения расслаблением - это выполнение упражнения с различной интенсивностью.

С целью планирования технической подготовки в годичном цикле целесообразно использовать следующую примерную схему:

Примерная схема планирования технической подготовки десятиборцев
Вид десятиборья Месяц
10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Спринт - 1 2 3 3 1 2 3 2 1 1 1
Барьерный бег - 1 2 3 3 2 3 3 3 2 2 1
Длина - 1 1 2 3 1 2 3 3 3 2 1
Высота - 1 2 3 3 2 2 2 2 1 1 1
Шест - 1 3 3 3 2 3 3 2 2 2 1
Ядро 1 1 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1
Диск 2 3 2 2 1 2 3 3 2 2 2 1
Копье 2 3 2 2 1 2 3 3 2 2 2 1

Примечание. Относительный объем тренировочных средств: 1- малый, 2 - средний, 3 - большой.

Семиборье - многоборье для женщин, включающее семь видов легкой атлетики. В первый день соревнования проводятся в следующем порядке: барьерный бег на 100 м, прыжки в высоту, толкание ядра, бег на 200 м. Во второй день проводят прыжки в длину, метание копья и бег на 800 м. Победитель определяется по сумме очков, набранных во всех видах. Программа женского легкоатлетического многоборья претерпела большое количество изменений:

Программы женского легкоатлетичекого многоборья за период 1922-1981 гг.
Вид легкой атлетики, входящий в многоборье 1922 1933 1948 1969 1977 1981
Бег на 60 м +
Бег на 100 м +
Бег на 200 м + + + +
Бег на 800 м + +
Прыжки в длину с разбега + + + + + +
Прыжки в высоту с разбега + + + + + +
Толкание ядра + + + + +
Метание копья + + +
Бег на 80 м с барьерами +
Бег на 100 м с барьерами + + +

Первые официальные соревнования на международном уровне по легкоатлетическим многоборьям состоялись в 1922 г., но только в 1964 г. женское пятиборье впервые было включено в программу Олимпийских игр в Токио. Первой чемпионкой Олимпийских игр в женском многоборье стала И. Пресс (СССР). Она установила мировой рекорд и показала великолепные результаты в отдельных видах (80 м с барьерами - 10,7; толкание ядра - 17,16; прыжки в высоту - 163; прыжки в длину - 6,24, и бег на 200 м - 24,7). Особенно поразительным было ее достижение в толкании ядра.

Только три спортсменки в мире имеют по две и более олимпийских медалей. Это Д. Джойнер-Керси (США) - две золотые медали в 1988 и 1992 гг. и одна серебряная - в 1984 г.; Н. Сазанович (Республика Беларусь) - серебро в 1996 г. и бронза в 2000 г.; Л. Поллак (ГДР) - две бронзовые награды в 1972 и 1976 гг.

Правила соревнований в семиборье аналогичны правилам в десятиборье. Техника видов семиборья не отличается от техники ведущих спортсменов, специализирующихся в отдельных видах легкой атлетики. Это подтверждает успехи многоборок, выступающих в отдельных видах. Многие становились рекордсменами и победителями в них. Управляя тренировкой, необходимо постоянно контролировать техническую подготовленность многоборок. Оценкой технической подготовки семиборок может служить: в беге на 100 м с барьерами - разность результатов в барьерном беге и беге на 100 м (1,5 с); в прыжках в высоту с разбега - разность между результатом в прыжках в высоту и ростом многоборок (15 см); в толкании ядра - разность результатов в толкании ядра со скачка и с места (1,5 м); в прыжках в длину с разбега - разность результатов в прыжках с полного разбега и с десяти беговых шагов разбега (40 см); в метании копья - разность результатов метания копья с разбега и с места (14 м).

Методика обучения видам семиборья, ее общие подходы аналогичны с подготовкой в десятиборье. Процесс обучения и совершенствования во всех видах семиборья должен начинаться с азов многобориой подготовки и совершенствоваться на всем протяжении спортивной карьеры.

Читать далее

Содержание

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. История развития легкой атлетики
  3. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
  4. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
  5. Основы техники видов легкой атлетики
  6. Спортивная ходьба
  7. Бег на короткие дистанции
  8. Эстафетный бег
  9. Бег на средние дистанции
  10. Бег на длинные дистанции
  11. Бег на сверхдлинные дистанции
  12. Барьерный бег
  13. Бег с препятствиями
  14. Прыжки в длину с разбега
  15. Тройной прыжок с разбега
  16. Прыжки в высоту
  17. Прыжок с шестом
  18. Метание копья, гранаты и мяча
  19. Толкание ядра
  20. Метание диска
  21. Метание молота
  22. Многоборье
  23. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
  24. Подготовительная часть урока
  25. Общая характеристика бега на выносливость
  26. Адаптация организма к работе на выносливость
  27. Методика подготовки в беге, требующем скоростной выносливости